Консультации для родителей




Музыкальное развитие ребёнка в семье.
Все родители мечтают разглядеть в собственном ребёнке хотя бы росток талантливости, порадоваться рано проявившимся у него «удивительным» способностям. Кроме того, наверное,  хотят увидеть своего ребёнка добрым, чутким, отзывчивым, понимающим и ценящим красоту в окружающем, человеческих отношениях, искусстве. Эти прекрасные человеческие качества могут быть воспитаны искусством, если начать с самого детства.
В  первые  годы ребёнок почти всё время находится в окружении самых близких людей, и только семья может воспитать в нём эстетические чувства, интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает. Основы эстетического воспитания закладываются в семье. Поэтому надо, как можно лучше и многообразнее использовать возможности семьи.
Если вы просто напеваете, он уже приобщается к музыкальному искусству, тем самым вы передаёте ему частицу вдохновения. А когда у ребёнка есть брат или сестра, эстетические  формы совместного досуга (чтение сказок, слушание музыки, постановка кукольного спектакля) могут стать одной  из действенных форм укрепления семьи.
В результате общения с музыкой ребёнку передаётся её настроения и чувства: радость, тревога, сожаление и грусть, решительность и нежность. В этом сила психологического воздействия музыки, благодаря ей  развивается восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.
Музыкальные  способности могут проявляться рано, а их отсутствие (что может показаться вам на первый взгляд) нельзя считать действительным. Только ваша увлечённость и забота о приобщении ребёнка к музыке, создание вокруг него музыкально-эстетической среды и необходимых при этом знаний помогут заложить в ребёнке «ядро» музыкальности.
Наконец настала пора поговорить о Вас, уважаемые родители, как о начинающих учителях музыки. Для этого наберитесь терпения и постарайтесь проводить музыкальные занятия ежедневно. Напомним о том, что ваша задача – учить  внимательно  слушать музыку, развивать певческие навыки и умение ритмично двигаться под музыку. Само собой, всем этим комплексом должны обладать и вы.
Родителям, имеющим музыкальное образование, будет немного легче, так как им пригодятся исполнительские навыки, игра на музыкальном инструменте. Мамам и папам, не имеющим специальной подготовки, совсем не обязательно обладать яркими вокальными или танцевальными данными. Достаточно уметь петь чисто, правильно интонировать музыкальные мелодии, выразительно выполнять плясовые движения.
Будет просто замечательно, если в вашем репертуаре будут русские народные песни, раздольные и протяжные, нежные и лирические, звонкие и задорные, различные детские игровые  потешки,  заклички. Не забудьте заглянуть в семейную фонотеку. А что там может пригодиться для музыкальных занятий? Вероятно, самые разнообразные песенные и танцевальные мелодии – спокойные, плавные, отрывистые, грустные и радостные. В жанрах вальса, польки, современного танца, плясовой.Кстати сказать, детей может привлечь и оркестровая музыка, но, желательно, с каким-либо солирующим инструментом. Например, скрипкой, гитарой, флейтой или баяном, главное, чтобы мелодии были несложными и понятными, в первую очередь, вам, а гармонии простые, без резких диссонансов.
Рекомендуем приобрести  диски из комплекта по слушанию музыки в детском саду, а также: «Детский альбом» П.И.Чайковского, «Времена года» П.И Чайковского, музыкальные сказки «Золотой ключик», «Бременские музыканты» и другие. Необходимо также, чтобы дома имелись музыкальные игрушки, которые содержались бы в порядке и находились в музыкальных уголках. Ребёнку непременно понравится, если вы вместе с ним исполните незатейливую мелодию на металлофоне. Чаще используйте бубен, барабан, триолу, детский аккордеон и другие доступные музыкальные инструменты. Звучание инструментов прекрасно развивает восприятие тембровой окраски звука, обогащает представление детей о звуковой палитре музыки.
Большое познавательное значение имеют для детей телепередачи о композиторах, о музыке, о музыкальных  инструментах. Можно посещать музыкальные вечера, спектакли. Известно, что в настоящее время много времени дети проводят у телевизора. Но не следует детям смотреть всё подряд, необходимо внимательно просматривать программу телепередач на неделю и отбирать наиболее интересные познавательные телепередачи. Также для детей можно приобрести «Музыкальный букварь» Н.Ветлугиной, «В домике старого музыканта», «Нотную азбуку для детей» Н. Кончаловской, книгу «Музыка – детям» В. Михеева, «Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества» В. Шацкой, книгу «Развитие музыкальных способностей детей» М. Михайловой.
В заключении хочется напомнить Вам о предметном окружении ребёнка – эстетической среде. Ребёнок замечает, какой порядок и расположение предметов у него в комнате. Они составляют для него ценный мир ярких цветовых сочетаний и самых разнообразных образов и форм. Аляповатая игрушка с размытыми  чертами или, что ещё хуже, сломанный музыкальный инструмент в руке ребёнка просто недопустимы.
Итак, мамы и папы, вы получили некоторые рекомендации и основные ориентиры о процессе музыкального воспитания детей. Наряду с этим вы совершенствуете собственные музыкальные способности и наполняете совершенно особенным смыслом существование всех членов вашей семьи. Учите детей слушать музыку, вызывайте у них желание петь, танцевать и играть. Если музыка войдёт в ваш дом, жизнь в нём станет светлее и радостнее. 













От природы музыкален каждый
Исследования известных учёных, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребёнка памяти, мышления, воображения с очень раннего детства. Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Есть данные, которые подтверждают влияние музыки на формирующийся в период беременности женщины плод и положительное её воздействие на весь организм человека в дальнейшем.  Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой  системы. Музыка влияет на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга. Музыкой  можно изменять развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Но, главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление.
Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить. Ведь задатки к музыкальной деятельности (то есть физиологические особенности строения организма, например, голосового аппарата или органа слуха) имеются у каждого. И, если для  музыкального развития ребёнка с самого его рождения созданы необходимые условия, то это даёт значительный эффект в формировании его музыкальности. Природа щедро наградила человека. Она дала ему всё для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила слышать всё многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости умения слушать и слышать рождалась музыкальность – природой данное человеку свойство.
Итак, все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребёнок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Музыка детства – хороший воспитатель и надёжный друг на всю жизнь. Желая подружить с ней малыша, родным и близким нужно помнить следующее:
1.Раннее проявление  музыкальных  способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребёнка как можно раньше. «Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет красиво снаружи, оно всё равно развалится на куски от сильного ветра и землетрясения», - считают педагоги. Время, упущенное, как возможность формирования интеллекта творческих, музыкальных способностей ребёнка, будет невосполнимо.
2.Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у вашего ребёнка нет настроения что-нибудь спеть или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далёким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуются время и терпение.
3.Отсутствие  какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение  нежелаемого тормоза.
4.Не «приклеивайте» вашему ребёнку «ярлык» - немузыкальный, если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.
Постарайтесь запомнить главное: чем активнее общение вашего ребёнка с музыкой, тем более музыкальным он становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней.    





Как петь с ребёнком и для него (советы для взрослых)
Старайтесь не искажать мелодию.
Пойте не громко.
Избегайте преувеличенной артикуляции, ребёнок часто начинает гримасничать и  кривляться,  подражая вам.
Пойте не очень быстро и не слишком медленно.
Пытайтесь подчеркнуть интонацией содержание песни. Колыбельные пойте спокойно, ласково, тихо, весёлые пени – оживлённо.
Пойте чаще. Разучивайте песни «с голоса». Если есть возможность, чередуйте пение с аккомпанементом  и пение без музыкального сопровождения. Используйте дудочку и металлофон: дети  любят узнавать знакомые мелодии в новом звучании.
Помните: чем понятнее ребёнку содержание песни, тем больше она ему нравится.
Не заставляйте детей до трёх лет петь специально для взрослых, «выступать». Ребёнок, как и взрослый,  имеет право «не хотеть».











Пение в жизни ребёнка
Пение – одно из основных средств музыкального воспитания. Для ребёнка голос – это первейший и самый доступный музыкальный инструмент. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. Пение способствует развитию речи. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики, укрепляет лёгкие и весь дыхательный аппарат. Для развития  музыкального слуха очень важно, чтобы и дома ребёнок слышал пение. Чаще пойте свои любимые песни детям. Хорошо, если вы знаете детские песни. Укладывая ребёнка спать, не забудьте спеть ему колыбельную.
















Что такое петь чисто
Музыканты-педагоги  при оценке пения детей используют термин «чистота интонирования». Что это означает?
Это значит, петь без фальши, не фальшивить во время пения.
Когда вы играете на каком-либо инструменте и одновременно поёте, надо слушать себя и следить за тем, чтобы звук инструмента и голос сливались. Если из инструмента извлекается высокий звук, нужно постараться сделать свой голос  тоненьким (например, как у мышонка) и послушать, добрался ли он до высокого звука инструмента, соединился ли с ним в согласованном звучании. Если на инструменте сыграли низкий звук, нужно сделать наоборот, опустить голос, пусть он будет более «толстым», низким. Главное, всегда себя слушать и контролировать.
Голос поющего и звук, издаваемый инструментом, должны сливаться в один. Это очень важно.
Не стоит расстраиваться, если сразу не получается исполнять песню чисто. Для успеха требуется время, упражнения в развитии звуковысотного слуха и, конечно, регулярные занятия пением.
Прежде чем проинтонировать (пропеть) звук,важно правильно услышать его и тончайшим образом повторить голосом.









Развлечение в семье
Необычен  детский мир! Мир действительности и мир фантазий ребёнка почти равнозначны. Как важно, чтобы взрослые помогали детям реально воспринимать действительность и в то же время не разрушали их чудесный, вымышленный мир!
В нашем разговоре речь пойдёт о развлечениях, которые можно организовать для детей в семье.
Семья – это маленький коллектив, в котором дети не должны себя чувствовать обособленно. Время, проведённое родителями вместе с детьми, совместные развлечения, способствуют созданию дружеской атмосферы между ними.
Основная цель развлечений: обогатить ребёнка новыми впечатлениями , переживаниями, позабавить его.
Формы развлечений очень разнообразны: кино, телевидение, кукольные представления, инсценировки, самодеятельность. Посетить с родителями кино или театр – для детей большой праздник. Только необходимо заранее подумать, в какой театр и на какой спектакль лучше пойти, подготовить к этому малыша. Если вы перескажите ребёнку содержание представления, ему будет приятно увидеть знакомых героев, он правильно поймёт происходящее на сцене, не испугается каких-либо неожиданностей.
Кукольный театр – самый популярный среди детей дошкольного возраста. Получив новые впечатления после спектакля, дети делятся ими со своими родителями, друзьями, лепят и рисуют персонажей  спектакля и играют в «театр», разыгрывая сценки.
Малыши любят различные переодевания (мамины туфли, бабушкин платок и т. д.). Выбрав сценку для показа и прочитав её детям, распределив роли, можно приступить к репетициям. Оживит спектакль музыкальное оформление. Участие детей в спектаклях способствует развитию их воображения и памяти. Речь ребёнка становится более выразительной и образной, у ребёнка развиваются творческие способности актёра, музыканта, художника. Спектакли готовятся дома при участии старших.
Детям доставляет радость и кукольное представление без ширмы.
Больному малышу скучно лежать в кровати. Но вдруг кто-то выглядывает из-за двери. «Здравствуй, - говорит гость, - я узнал, что ты болеешь и пришёл навестить тебя». Лицо ребёнка озаряется улыбкой. Вместе с мамой в комнату входит Петрушка. Он рассказывает забавные истории, которые приключились с ним в дороге. Принёс он и подарок – заводную игрушку. И хотя ребёнок понимает, что это игра, он очень доволен.
Помимо кукольного, существуют и другие виды театра для детей: настольный, пальчиковый, теневой.
Для дома наиболее интересным развлечением является музыкально-литературный концерт, где чтение стихов, рассказов чередуется с музыкальными номерами: пением песен, игрой на детских музыкальных инструментах, танцами.
Детей необходимо воспитывать с жизнью окружающих людей, воспитывая уважение к труду старших.
Отмечая праздники профессий, вы сможете в увлекательной форме познакомить ребёнка с особенностями любой профессии.
Развлечения могут проводиться не только дома, но и на воздухе. Каждая семья совершает прогулки, экскурсии за город, в лес, в поле, к реке, где есть возможность устроить весёлый пикник для ребят.
В детском саду ведётся большая подготовка детей к празднику. Дети учат стихи, песни, разучивают танцы, принимают активное участие в подготовке деталей костюмов, декораций. Однако остаётся широкое поле деятельности и для воспитательной роли родителей, тем более, что праздничные дни дети всегда проводят дома, а не в детском саду. Поинтересуйтесь у воспитателей, музыкальных руководителей, как идёт эта подготовка, продумайте, чем вы можете дополнить знания ребёнка о празднике.
Все эти художественные развлечения принесут ребёнку радость, но пусть это удовольствие будет как можно ближе к настоящему искусству. Успех будет зависеть от вашего педагогического такта.  






















Комментариев нет:

Отправить комментарий