Музыкальное
развитие ребёнка в семье.
Все
родители мечтают разглядеть в собственном ребёнке хотя бы росток талантливости,
порадоваться рано проявившимся у него «удивительным» способностям. Кроме того,
наверное, хотят увидеть своего ребёнка
добрым, чутким, отзывчивым, понимающим и ценящим красоту в окружающем,
человеческих отношениях, искусстве. Эти прекрасные человеческие качества могут
быть воспитаны искусством, если начать с самого детства.
В первые годы ребёнок почти всё время находится в
окружении самых близких людей, и только семья может воспитать в нём эстетические
чувства, интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает. Основы
эстетического воспитания закладываются в семье. Поэтому надо, как можно лучше и
многообразнее использовать возможности семьи.
Если вы
просто напеваете, он уже приобщается к музыкальному искусству, тем самым вы
передаёте ему частицу вдохновения. А когда у ребёнка есть брат или сестра,
эстетические формы совместного досуга
(чтение сказок, слушание музыки, постановка кукольного спектакля) могут стать
одной из действенных форм укрепления
семьи.
В
результате общения с музыкой ребёнку передаётся её настроения и чувства:
радость, тревога, сожаление и грусть, решительность и нежность. В этом сила
психологического воздействия музыки, благодаря ей развивается восприимчивость и
чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.
Музыкальные способности могут проявляться рано, а их
отсутствие (что может показаться вам на первый взгляд) нельзя считать
действительным. Только ваша увлечённость и забота о приобщении ребёнка к
музыке, создание вокруг него музыкально-эстетической среды и необходимых при
этом знаний помогут заложить в ребёнке «ядро» музыкальности.
Наконец
настала пора поговорить о Вас, уважаемые родители, как о начинающих учителях
музыки. Для этого наберитесь терпения и постарайтесь проводить музыкальные
занятия ежедневно. Напомним о том, что ваша задача – учить внимательно слушать музыку, развивать певческие навыки и
умение ритмично двигаться под музыку. Само собой, всем этим комплексом должны
обладать и вы.
Родителям,
имеющим музыкальное образование, будет немного легче, так как им пригодятся
исполнительские навыки, игра на музыкальном инструменте. Мамам и папам, не
имеющим специальной подготовки, совсем не обязательно обладать яркими
вокальными или танцевальными данными. Достаточно уметь петь чисто, правильно
интонировать музыкальные мелодии, выразительно выполнять плясовые движения.
Будет
просто замечательно, если в вашем репертуаре будут русские народные песни,
раздольные и протяжные, нежные и лирические, звонкие и задорные, различные
детские игровые потешки, заклички. Не забудьте заглянуть в семейную
фонотеку. А что там может пригодиться для музыкальных занятий? Вероятно, самые
разнообразные песенные и танцевальные мелодии – спокойные, плавные, отрывистые,
грустные и радостные. В жанрах вальса, польки, современного танца,
плясовой.Кстати сказать, детей может привлечь и оркестровая музыка, но,
желательно, с каким-либо солирующим инструментом. Например, скрипкой, гитарой,
флейтой или баяном, главное, чтобы мелодии были несложными и понятными, в
первую очередь, вам, а гармонии простые, без резких диссонансов.
Рекомендуем
приобрести диски из комплекта по слушанию
музыки в детском саду, а также: «Детский альбом» П.И.Чайковского, «Времена
года» П.И Чайковского, музыкальные сказки «Золотой ключик», «Бременские
музыканты» и другие. Необходимо также, чтобы дома имелись музыкальные игрушки,
которые содержались бы в порядке и находились в музыкальных уголках. Ребёнку
непременно понравится, если вы вместе с ним исполните незатейливую мелодию на
металлофоне. Чаще используйте бубен, барабан, триолу, детский аккордеон и
другие доступные музыкальные инструменты. Звучание инструментов прекрасно
развивает восприятие тембровой окраски звука, обогащает представление детей о
звуковой палитре музыки.
Большое
познавательное значение имеют для детей телепередачи о композиторах, о музыке,
о музыкальных инструментах. Можно
посещать музыкальные вечера, спектакли. Известно, что в настоящее время много
времени дети проводят у телевизора. Но не следует детям смотреть всё подряд,
необходимо внимательно просматривать программу телепередач на неделю и отбирать
наиболее интересные познавательные телепередачи. Также для детей можно
приобрести «Музыкальный букварь» Н.Ветлугиной, «В домике старого музыканта»,
«Нотную азбуку для детей» Н. Кончаловской, книгу «Музыка – детям» В. Михеева,
«Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества» В. Шацкой, книгу
«Развитие музыкальных способностей детей» М. Михайловой.
В
заключении хочется напомнить Вам о предметном окружении ребёнка – эстетической
среде. Ребёнок замечает, какой порядок и расположение предметов у него в
комнате. Они составляют для него ценный мир ярких цветовых сочетаний и самых
разнообразных образов и форм. Аляповатая игрушка с размытыми чертами или, что ещё хуже, сломанный
музыкальный инструмент в руке ребёнка просто недопустимы.
Итак, мамы
и папы, вы получили некоторые рекомендации и основные ориентиры о процессе
музыкального воспитания детей. Наряду с этим вы совершенствуете собственные
музыкальные способности и наполняете совершенно особенным смыслом существование
всех членов вашей семьи. Учите детей слушать музыку, вызывайте у них желание
петь, танцевать и играть. Если музыка войдёт в ваш дом, жизнь в нём станет
светлее и радостнее.
От природы музыкален каждый
Исследования
известных учёных, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования
у ребёнка памяти, мышления, воображения с очень раннего детства. Не является исключением
и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Есть данные,
которые подтверждают влияние музыки на формирующийся в период беременности
женщины плод и положительное её воздействие на весь организм человека в
дальнейшем. Музыка всегда претендовала
на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медицинские центры лечили
людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Музыка влияет на интеллектуальное
развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно
занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки,
повышающей работоспособность и умственную активность мозга. Музыкой можно изменять развитие: ускорять рост одних
клеток, замедлять рост других. Но, главное, музыкой можно влиять на
эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения
Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические
процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление.
Наиболее
благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно
представить. Ведь задатки к музыкальной деятельности (то есть физиологические
особенности строения организма, например, голосового аппарата или органа слуха)
имеются у каждого. И, если для
музыкального развития ребёнка с самого его рождения созданы необходимые
условия, то это даёт значительный эффект в формировании его музыкальности.
Природа щедро наградила человека. Она дала ему всё для того, чтобы видеть,
ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила слышать всё многообразие
существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу,
голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра,
люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости умения
слушать и слышать рождалась музыкальность – природой данное человеку свойство.
Итак, все
мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому,
так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребёнок, как он сможет
распорядиться своим природным даром. Музыка детства – хороший воспитатель и
надёжный друг на всю жизнь. Желая подружить с ней малыша, родным и близким
нужно помнить следующее:
1.Раннее
проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать
музыкальное развитие ребёнка как можно раньше. «Если не заложить с самого
начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже
если оно будет красиво снаружи, оно всё равно развалится на куски от сильного
ветра и землетрясения», - считают педагоги. Время, упущенное, как возможность
формирования интеллекта творческих, музыкальных способностей ребёнка, будет
невосполнимо.
2.Путь
развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не следует огорчаться,
если у вашего ребёнка нет настроения что-нибудь спеть или ему не хочется
танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд,
кажется далёким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не
расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные.
Для этого потребуются время и терпение.
3.Отсутствие
какой-либо из способностей может
тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение нежелаемого тормоза.
4.Не
«приклеивайте» вашему ребёнку «ярлык» - немузыкальный, если вы ничего не
сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.
Постарайтесь
запомнить главное: чем активнее общение вашего ребёнка с музыкой, тем более
музыкальным он становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней.
Как петь с
ребёнком и для него (советы для взрослых)
Старайтесь не искажать мелодию.
Пойте не громко.
Избегайте
преувеличенной артикуляции, ребёнок часто начинает гримасничать и кривляться,
подражая вам.
Пойте не
очень быстро и не слишком медленно.
Пытайтесь
подчеркнуть интонацией содержание песни. Колыбельные пойте спокойно, ласково,
тихо, весёлые пени – оживлённо.
Пойте чаще.
Разучивайте песни «с голоса». Если есть возможность, чередуйте пение с
аккомпанементом и пение без музыкального
сопровождения. Используйте дудочку и металлофон: дети любят узнавать знакомые мелодии в новом
звучании.
Помните:
чем понятнее ребёнку содержание песни, тем больше она ему нравится.
Не
заставляйте детей до трёх лет петь специально для взрослых, «выступать».
Ребёнок, как и взрослый, имеет право «не
хотеть».
Пение в жизни
ребёнка
Пение –
одно из основных средств музыкального воспитания. Для ребёнка голос – это
первейший и самый доступный музыкальный инструмент. Дети любят петь. Исполняя
песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и
чувства. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности:
музыкальный слух, память, чувство ритма. Пение способствует развитию речи. По
мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики, укрепляет
лёгкие и весь дыхательный аппарат. Для развития
музыкального слуха очень важно, чтобы и дома ребёнок слышал пение. Чаще
пойте свои любимые песни детям. Хорошо, если вы знаете детские песни. Укладывая
ребёнка спать, не забудьте спеть ему колыбельную.
Что такое
петь чисто
Музыканты-педагоги при оценке пения детей используют термин
«чистота интонирования». Что это означает?
Это значит,
петь без фальши, не фальшивить во время пения.
Когда вы
играете на каком-либо инструменте и одновременно поёте, надо слушать себя и
следить за тем, чтобы звук инструмента и голос сливались. Если из инструмента
извлекается высокий звук, нужно постараться сделать свой голос тоненьким (например, как у мышонка) и
послушать, добрался ли он до высокого звука инструмента, соединился ли с ним в
согласованном звучании. Если на инструменте сыграли низкий звук, нужно сделать
наоборот, опустить голос, пусть он будет более «толстым», низким. Главное,
всегда себя слушать и контролировать.
Голос
поющего и звук, издаваемый инструментом, должны сливаться в один. Это очень
важно.
Не стоит
расстраиваться, если сразу не получается исполнять песню чисто. Для успеха
требуется время, упражнения в развитии звуковысотного слуха и, конечно,
регулярные занятия пением.
Прежде чем
проинтонировать (пропеть) звук,важно правильно услышать его и тончайшим образом
повторить голосом.
Развлечение в
семье
Необычен детский мир! Мир действительности и мир
фантазий ребёнка почти равнозначны. Как важно, чтобы взрослые помогали детям
реально воспринимать действительность и в то же время не разрушали их чудесный,
вымышленный мир!
В нашем
разговоре речь пойдёт о развлечениях, которые можно организовать для детей в
семье.
Семья – это
маленький коллектив, в котором дети не должны себя чувствовать обособленно.
Время, проведённое родителями вместе с детьми, совместные развлечения,
способствуют созданию дружеской атмосферы между ними.
Основная
цель развлечений: обогатить ребёнка новыми впечатлениями , переживаниями,
позабавить его.
Формы
развлечений очень разнообразны: кино, телевидение, кукольные представления,
инсценировки, самодеятельность. Посетить с родителями кино или театр – для
детей большой праздник. Только необходимо заранее подумать, в какой театр и на
какой спектакль лучше пойти, подготовить к этому малыша. Если вы перескажите
ребёнку содержание представления, ему будет приятно увидеть знакомых героев, он
правильно поймёт происходящее на сцене, не испугается каких-либо неожиданностей.
Кукольный
театр – самый популярный среди детей дошкольного возраста. Получив новые
впечатления после спектакля, дети делятся ими со своими родителями, друзьями,
лепят и рисуют персонажей спектакля и
играют в «театр», разыгрывая сценки.
Малыши
любят различные переодевания (мамины туфли, бабушкин платок и т. д.). Выбрав
сценку для показа и прочитав её детям, распределив роли, можно приступить к
репетициям. Оживит спектакль музыкальное оформление. Участие детей в спектаклях
способствует развитию их воображения и памяти. Речь ребёнка становится более
выразительной и образной, у ребёнка развиваются творческие способности актёра,
музыканта, художника. Спектакли готовятся дома при участии старших.
Детям
доставляет радость и кукольное представление без ширмы.
Больному
малышу скучно лежать в кровати. Но вдруг кто-то выглядывает из-за двери.
«Здравствуй, - говорит гость, - я узнал, что ты болеешь и пришёл навестить
тебя». Лицо ребёнка озаряется улыбкой. Вместе с мамой в комнату входит
Петрушка. Он рассказывает забавные истории, которые приключились с ним в
дороге. Принёс он и подарок – заводную игрушку. И хотя ребёнок понимает, что
это игра, он очень доволен.
Помимо
кукольного, существуют и другие виды театра для детей: настольный, пальчиковый,
теневой.
Для дома
наиболее интересным развлечением является музыкально-литературный концерт, где
чтение стихов, рассказов чередуется с музыкальными номерами: пением песен,
игрой на детских музыкальных инструментах, танцами.
Детей
необходимо воспитывать с жизнью окружающих людей, воспитывая уважение к труду
старших.
Отмечая
праздники профессий, вы сможете в увлекательной форме познакомить ребёнка с
особенностями любой профессии.
Развлечения
могут проводиться не только дома, но и на воздухе. Каждая семья совершает
прогулки, экскурсии за город, в лес, в поле, к реке, где есть возможность
устроить весёлый пикник для ребят.
В детском
саду ведётся большая подготовка детей к празднику. Дети учат стихи, песни,
разучивают танцы, принимают активное участие в подготовке деталей костюмов,
декораций. Однако остаётся широкое поле деятельности и для воспитательной роли
родителей, тем более, что праздничные дни дети всегда проводят дома, а не в
детском саду. Поинтересуйтесь у воспитателей, музыкальных руководителей, как
идёт эта подготовка, продумайте, чем вы можете дополнить знания ребёнка о
празднике.
Все эти
художественные развлечения принесут ребёнку радость, но пусть это удовольствие
будет как можно ближе к настоящему искусству. Успех будет зависеть от вашего
педагогического такта.
Комментариев нет:
Отправить комментарий